Права вкладчиков банка

Многие клиенты банковских организаций в процессе открытия депозитного счета не читают договор, доверяя компании. Это оборачивается не самыми приятными последствиями, среди которых и потеря как части дохода со вклада, так и вообще всех денег. Для того, чтобы этого не произошло, следует хорошо узнать права вкладчика, а также понять, каким образом их защищать. Предлагаем ознакомиться с этими сведениями поподробнее.

Где прописаны права вкладчика?

Первый документ, в котором четко расписаны права и обязанности каждой из сторон сделки по открытию вклада – это договор оформления вклада. В том случае, если условия договора противоречат интересам одной из сторон, либо не соблюдаются, начинает действовать Гражданский Кодекс Российской Федерации. В составе кодекса права и обязанности вкладчиков, а также банков, прописаны в статьях с 834 и по 844 включительно.

Детали отношений банковских организаций и физических лиц, открывших депозит, описаны в различных нормативных актах. Это не только отдельные статьи Гражданского Кодекса РФ, но и Конституция.

Регулированием деятельности банков в отношении депозитов для граждан занимается Федеральный Закон ФЗ №395-1. Примечательно, что тут описаны не только нормы работы банковских фирм, но и права их вкладчиков.

Надо отметить, что защита прав вкладчиков может осуществляться и в рамках такого известного закона, как «О защите прав потребителей». Это обусловлено тем, что договор депозита – публичный, а значит и возмездный.

В каких случаях банк несет ответственность перед вкладчиком?

Встречается масса ситуаций, в которых у банка образуется вина перед вкладчиками. Например, это случаи, когда банковская организация не соблюдает условия договора, которая сама заключила с физическим лицом. Также на практике встречаются и такие нарушения, за которые банк несет ответственность:

  • Компания отказывается реализовывать обязательства, взятые на себя заключением договора;
  • Вкладчику не возвращаются его законно заработанные средства в виде начисленных процентов;
  • Денежный депозит принят ответственным лицом, который не располагает такими полномочиями;
  • В процессе оформления договора вклада было нарушено действующее законодательство России;
  • Обеспечение банковской организации становится заметно хуже либо полностью утрачивается.

Так как права вкладчика банка нарушаются в каждом из перечисленных выше случаев, владелец депозита имеет полное право на защиту собственных интересов. Более того, во всех указанных ситуациях клиент может воспользоваться правом востребования полного размера вклада с начисленным доходом в виде процентов. Однако можно и не забирать депозит из компании, особенно, если не наблюдается достойных альтернатив.

За различные виды нарушений банковские компании несут разные типы ответственности. Так, если компания не выполняет условия договора, она обязана перечислить владельцу депозита штраф, размер которой не меньше ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. То же самое должно выполняться и при утрате обеспечения. Любое нарушение условий договора банком сопровождается их выполнением и штрафом в пользу вкладчика.

В каких инстанциях искать поддержку?

Современные вкладчики, депозиты которых зарегистрированы в российских банках, располагают несколькими способами защиты собственных прав. Предлагаем ознакомиться с ними и выбрать наиболее подходящий для вас.

Претензия в банк

Один из традиционных способов призвать банк к ответу – написать в него же письменную претензию. Однако это действие оправдано в том случае, если уверены в том, что претензия обоснованная. Все-таки подпись под договором, в котором прописаны не устраивающие клиента условия, означает полное согласие с неудобными условиями. Другое дело, когда банковская компания отказывается выполнять некоторые условия из договора.

Также учтите, что банки могут прописывать в договоре условия, которые противоречат законам России. В этом случае подпись клиента в документе вовсе не означает, что он согласен на нарушение собственных прав. Пункты, которые противоречат закону, считаются ничтожными, а сам такой договор вообще может быть признан недействительным. В таком случае обманутому держателю депозитного счета будет легче доказать правоту.

Письменную претензию в банк оформляйте грамотно. В ней не должно быть много эмоций и воды – пишите строго по делу, подкрепляя утверждения в собственной правоте ссылками на статьи действующих законов РФ. При этом укажите в тексте, какого результата вы хотите добиться – компенсации или же возврата вклада, либо другие действия со стороны нарушителя. Направлять претензию надо руководству отдела.

Обращение в фонд

Еще одна возможность, доступная владельцам депозитов для защиты собственных прав, это обращение в фонд защиты прав вкладчиков. В этом случае можно добиться не только справедливости в формате соблюдения условий договора со стороны банка, но и получить материальные выплаты в виде компенсации. Прежде, чем обратиться в такую организацию, ознакомьтесь с условиями работы и с отзывами от других людей.

Не бойтесь отстаивать права в случае, когда банковская компания допускает нарушения. Обращайтесь с претензией в банк, а также в государственные органы и фонды. Чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.

Источник