Пару лет назад руководство Сбербанка сообщило о планах отказаться от пластика как платежного инструмента. Заявление было сделано на фоне развития новых технологий по распознаванию клиента по голосу и изображению. Оно основано на том, что предназначение карты – обеспечить идентификацию владельца карточного счета, с которого и происходят списания при оплате.
Однако о передаче личной карты придется забыть, человеку придется лично присутствовать около терминала или банкомата. Пока решается вопрос о целесообразности и актуальности применения технологии распознавания, на рынок стремительно вошла новая технология бесконтактных платежей (NFC).
Нововведение быстро прижилось и распространилось по всем финансовым структурам, занимающимся эмиссией платежного пластика. Сбербанк одним из первых взял на вооружение новую технологию, и на привычных банкоматах появились специальные устройства, позволяющие работать с терминалами, не вставляя карточку в картоприемник. В перспективе 2018 года – 60% устройств самообслуживания получат необходимое для бесконтактного использования оснащение. В 2019 году планируется завершить переоборудование всех банкоматов.
В чем польза для клиента?
Многие не понаслышке знают, как часто карточка заглатывается банком в самый неподходящий момент. В результате сорванные планы и переживания по поводу сохранности средств на карточке. Применение технологии NFC не требует использования картоприемника, а значит риск заглатывания исчезает. Человек не выпускает карточку из рук, спокойно управляя собственными средствами через терминал. Достаточно приложить карту и набрать пинкод для идентификации, остальные действия с терминалом остаются без изменений.
Хранить карту неудобно, всегда есть риск потери. Часто, подходя к кассе, человек понимает, что оставил ее дома. Технология NFC предусматривает свободную оплату с помощью смартфона, а уж его человек вряд ли забудет, выходя из дома. Схема оплаты через телефон получила высокие оценки пользователей, избавившихся от необходимости носить с собой кошелек. Теперь эту функцию выполняет смартфон.
Вариант замены пластика на смартфон выглядит привлекательно, если бы не одно НО – далеко не все россияне пользуются смартфонами, которые оснащены необходимыми опциями.
Таким образом, о полном отказе с переходом на бесконтактную оплату через телефон говорить не приходится.
Чтобы понять, поддерживает ли карта функцию бесконтактных платежей, достаточно приложить пластик к устройству для считывания на банкомате. На поверхности самих карт можно найти изображение, напоминающее значок беспроводного интернет-соединения. Классические карты Сбербанка 2018 года уже содержат подобный значок, а значит, готовы к бесконтактным оплатам.
Еще одно направление в сторону отказа от пластика – эмиссия виртуальных карт, предусматривающих возможность токенизации. Продукт пока не обрел четких очертаний, и Сбербанк пока не дает конкретных разъяснений на этот счет.
В 2016 году Герман Греф заявил, что в приоритете развития Сбербанка – отказ от услуг отделений, клиент сможет самостоятельно распоряжаться своими финансами и решать вопросы обеспечения платежей, не обращаясь к сотрудникам филиалов. Прошло не так много времени, но шаги в этом направлении уже сделаны. Будущее покажет, насколько жизнеспособна окажется идея полного отказа от пластика.
А Вы готовы отказаться от карт в пользу новых технологий?Нет!Да, технологии будущее…