Сколько будут платить самозанятые граждане в РФ?

Пока нет стимула легализоваться, вряд ли стоит ожидать появление желающих платить государству. Наоборот, положения нового законопроекта помогут части предпринимателей перейти в выгодный налоговый режим.

В чем суть закона о самозанятых?

Принятый Госдумой законопроект представляет собой налог на доход от профессиональной деятельности с целью вывода из тени граждан, работавших до этого без отчислений в пользу бюджета.

Для кого?

Льготное налогообложение коснется лиц, работающих на себя и получающих доход не выше 2,4 миллионов рублей. Условием для применения льготы служит отсутствие работодателя и самостоятельная организация процесса производства и продажи товара, оказание услуги. Самозанятость не предполагает найм персонала в рамках трудового законодательства.

Государство предлагает запустить проект пока в тестовом режиме и проверить действие закона на территории Москвы и области, в Татарстане и Калужской области. Эксперимент планируется проводить в течение 10 лет, т.е. до конца 2028 года.

Сколько платить ФНС?

По мнению законодателей, проект поможет гражданам, находящимся на нелегальном положении, приобрести официальный статус налогоплательщика и применить выгодный вариант налогообложения.

В зависимости от характера работы, ФНС применит различные ставки:

  • торговля в розницу, оказанием услуг физлицам – 4%;
  • сотрудничество с организациями и ИП – 6%.

Из отчисляемой суммы полтора процента будет направлена в ФОМС для обеспечения медицинской страховкой.

Из поступающей суммы в региональном бюджете останется 63%, а остальное будет направлено в федеральный бюджет.

Как отчитываться?

Ведение отчетности и использование налогового спецрежима учитывает возможности самозанятых и предполагает освобождение от обязанности отчитываться перед ФНС. От налогоплательщика требуется оплатить сумму единым платежом, включая страховой взнос. Чтобы облегчить взаимодействие с налоговиками, для самозанятых разработано спецприложение, скачиваемое на мобильное устройство.

У некоторых законодателей появились сомнения в том, что этот вариант контроля налогообложения будет оценен самозанятыми, поскольку категория охватывает разнородный контингент граждан. Например, для дворников и сиделок, уборщиц помещений взаимодействие через смартфон представляет собой дополнительные сложности в работе. Есть сомнения, что граждане, никогда ранее не использовавшие смартфоны, смогут выписывать электронные чеки и через приложение. Часть законодателей считает, что такой вариант отчетности только отпугнет, а более оправданным станет применение патентной системы.

Как заставить граждан выйти из тени?

Пока одна часть депутатов считает, что предложенный вариант поможет самозанятым в легализации, другие убеждены, что без применения карательных санкций ощутимых результатов от нового законопроекта не будет. Слишком низок уровень доверия граждан к официальным структурам власти.

Для простых граждан новый закон выглядит как предложение сообщить налоговой о своем доходе и расстаться с некоторой суммой, которая будет направлена в бюджет страны. Предложенные меры не дадут должного эффекта, поскольку вряд ли приведут к реальным послаблениям, как и другие, ранее применявшиеся меры.

Главой комитета по труду Я.Ниловым высказано сомнение в эффективности этого законопроекта, как и закона об освобождении нянь и репетиторов от уплаты налогов с дохода за оказываемые услуги. Несмотря на отсутствие налоговых последствий, пока в стране воспользовались правом выйти из тени единицы репетиторов и иных самозанятых граждан.

Новый закон открывает возможности предпринимателям, задушенным отчетностью и высокими отчислениями. Предполагается, что число самозанятых вырастет за счет перехода на новый режим бывших ИП, самостоятельно ведущих деятельность без привлечения наемного труда.

Законодатели верят, что убедить в регистрации самозанятых поможет факт отсутствия перспектив получать страховую часть пенсии по достижении нужного возраста. У нелегальных самозанятых отсутствуют пенсионные накопления, не начисляется стаж. Однако, с учетом повышения возраста по пенсионной реформе, граждане стали сомневаться в самой идее получения пенсии, поскольку в отдельных субъектах Федерации средняя продолжительность жизни мужчин едва преодолевает планку пенсионера в 65 лет.

Помимо разбалансировки рынка труда, если и другие опасности применения нового законодательства. Уплачиваемые гражданами средства будут направлены в региональный бюджет, либо в федеральный фонд ОМС. Однако для самих самозанятых особых изменений не произойдет, ведь, и сейчас за безработных отчисляются средства из регионального бюджета.

Убедить в пользе регистрации могли бы обещания в формировании пенсионных отчислений в ПФР, т.е. когда средства отчислялись бы на личные пенсии.

Как свидетельствует статистика, 15 миллионов трудоспособных граждан не платят страховые взносы. Благодаря предпринятым мерам, за период с 2015 года, к началу 2018 года выведено из тени боле 6 миллионов граждан, давших бюджету 40 миллиардов рублей. Еще 1,1 миллион граждан перешел на легальную работу за первые 10 месяцев 2018 года с перспективой более позднего выхода на пенсию и получения минимального пособия.

Как утверждал министр финансов и вице-премьер страны, государство не ставит в приоритет получение дополнительных сборов с граждан. По убеждению властей, переход на легальную деятельность – в интересах самих граждан, которые получили бы официальный статус, а налоговые обязанности – лишь мера, которую обязаны соблюдать все законопослушные граждане РФ. Иными словами, правительство предлагает собственным гражданам исполнить гражданский долг, не ответив на вопросы о дальнейшей судьбе самозанятых, социальных гарантиях, пенсионных перспективах.

Источник